Выбор баллона для ГБО

После того как Вы решились перевести автомобиль на газ, одним из главных вопросов становится выбор соответствующего ГБО. На сегодняшний день для установки газа на авто доступны два варианта: оборудование для метана и пропан-бутановое ГБО. Второе как раз наиболее популярно для установки и для него имеется множество вариантов баллонов. Если в отношении редуктора, форсунок, фильтра и блока управления настоятельно рекомендуем прислушаться к советам профессионалов, то выбор баллона лишь за Вами. Ведь никто кроме Вас не знает, как будет использоваться доступный багажный объем, как Вы эксплуатируете автомобиль, и сколько газа хотите заправлять за один раз.

Тип и исполнение

Баллоны для ГБО изготавливаются из стали, а по форме делятся на цилиндрические (бак, сосиска) и тороидальные (таблетка, бублик). При внутреннем монтаже цилиндрические баллоны укладываются в багажник, а тороидальные в нишу для запасного колеса. И в том и в другом случае баллон должен быть надежно зафиксирован. Такие же баллоны могут быть установлены и снаружи машины, но при этом должны быть рассчитаны на внешнюю эксплуатацию. Внешние тороидальные баллоны могут быть еще и полнотелыми, что подразумевает дополнительной объем для топлива и необходимость наружной установки мультиклапана.

Размер и объем

В этом отношении существует только один желаемый критерий – чем больше, тем лучше. Но в реальности приходится делать скрупулезные расчеты, ведь газовый баллон – самая громоздкая часть ГБО. Определить оптимальный размер и объем для Вашего автомобиля можно исходя из ежедневных потребностей, ведь редко кто проезжает за день более 300-400 км. Поэтому если принять, что баллон можно заправлять лишь на 80% объема, то 40 литровой емкости, заправленной 30-ю литрами вполне хватит на день поездок. А с учетом разветвленной сети газовых заправок точно нет необходимости ставить огромные баллоны, пожирающие объем багажного отделения.

Оптимальный вариант

Если в багажнике перевозится исключительно мелкая утварь, а Вы часто выезжаете в дальние вояжи, где в любой момент может потребоваться запаска, стоит отдать предпочтение цилиндрическому баллону. Они производятся с наружным диаметром от 200 до 450 мм и по возможности должны занять всю ширину между колесными арками при поперечном монтаже. При продольной установке такой баллон может быть расположен у левого или правого борта, а иногда два баллона устанавливаются сразу с двух сторон.
Если Вы часто перевозите грузы и редко покидаете пределы города, где шиномонтаж на каждом углу, предпочтительнее будет тороидальный баллон, который можно установить в нишу запасного колеса. При этом Вы можете использовать всю площадь грузового пространства, даже при сложенных сидениях, а запаску можно уложить в багажник вообще избавиться от нее заменив шинным герметиком. Даже если ниша рассчитана только на докатку, можно подобрать баллон такого же размера или взять чуть больший по высоте, что лишь на 2-3 см приподнимет пол багажника. Наиболее популярный объем тороидального баллона — 40-42 литра (600 × 200 мм). На СТО «ПрофиГаз» на выбор клиентам предлагается более 125 видов баллонов.

Горловина под мультиклапан

Для того чтобы подавать газ из баллона в подкапотное пространство и обеспечить безопасность ГБО в целом, на баллоны устанавливается мультиклапан, который монтируется на горловину. От угла горловины зависит удобство монтажа мультиклапана и правильность показаний датчика топлива. Поэтому для внутреннего тороидального баллона угол горловины должен быть 30⁰. Для наружных тороидальных баллонов горловина всегда выведена под углом в 0⁰.
Цилиндрические баллоны должны быть смонтированы таким образом, чтобы горловина с мультиклапаном находилась под углом в 30⁰ к горизонтали.

Для обеспечения большого запаса хода в багажнике установлено 3 метановых баллона.

Безопасность

Баллоны для пропан-бутана делают из стали толщиной 3-4 мм. Газовая смесь может находиться в них под давлением до 16 атмосфер (проверочное до 30 атм.), но на практике редко превышает 10, что обеспечивает более чем трехкратный запас прочности.
Как упоминалось выше, существуют еще и баллоны для метана, которые отличаются размерами и материалом, из которого изготовлены (металлопластиковые или цельнометаллические). Их называют еще «баллоны высокого давления», так как эти емкости должны выдерживать до 200 атмосфер (проверочное давление до 300 атм.).
С точки зрения безопасности баллоны проверяются самым тщательным образом еще на стадии производства. После конвейера баллон отправляют на рентгеновскую установку, где проверяется качество швов. Затем баллоны накачивают воздухом под давлением и проверяют на герметичность. Кроме того, выбранный случайным образом один баллон из тысячи должен быть испытан «на разрыв». Это значит, что его накачивают давлением до тех пор, пока он не лопнет.

Срок эксплуатации

Каждый выпускаемый газовый баллон проходит многоступенчатый контроль безопасности и получает соответствующий сертификат. Максимальный срок его эксплуатации 10 лет, но если в результате ДТП или при любом другом случайном повреждении баллон получил вмятины, он должен быть заменен новым. Кроме того, пропан-бутановый баллон должен проходить переосвидетельствование каждые 2 года, а метановый раз в 3 года.