Бортовой компьютер для ГБО

Во время движения автомобиля много полезных параметров работы двигателя или других агрегатов можно получить из данных бортового компьютера. Но в случае с автогазовый установкой, штатный БК не может отобразить информацию о работе автогазовый системы. Именно поэтому производители газобаллонного оборудования предлагают альтернативные варианты.

Польская компания AC S.A. предлагает пользователям мобильное приложение STAG GAS COMPUTER которое может быть полезным для большинства автомобилистов, эксплуатирующих автомобиль на газовом топливе. Если на ваш автомобиль установлен блок управления STAG, то с помощью мобильного приложения STAG GAS COMPUTER, который доступен в Google Play можно получить много полезной информации.

Для подключения к системе вам понадобится специальный интерфейс Bluetooth Next, и смартфон с установленной программой STAG GAS COMPUTER.

В первую очередь подключите Bluetooth Next в сервисный разъем блока управления STAG. Интерфейс готов к работе!

После запуска программы на смартфоне вы получите всего 2 окна с исчерпывающей информацией о работе автогазовый системы.

В первом окне доступна следующая информация:

  • скорость движения;
  • моментальный расход газового топлива;
  • средний расход топлива
  • уровень газа в баллоне
  • расход газа с момента первого подключения к системе
  • расход газа с момента последней заправки

Во втором окне вы получите более техническую информацию:

  • Время впрыска бензиновых и газовых форсунок
  • Давление газа и давление (разрежение) в коллекторе
  • Температуру редуктора (охлаждающей жидкости) и температуру газа
  • Напряжение бортовой сети и информацию с лямбда-зонда

В нижней части экрана приведена информация о режиме работы двигателя (режим работы двигателя (тип топлива), тахометр, ошибки системы и режим движения).

С подключением и работой STAG GAS COMPUTER никаких сложностей возникнуть не должно, но если что-либо пошло не так, Вам всегда помогут специалисты нашего СТО.

Стоит ли готовить ГБО к зиме?

Надо ли готовить автомобиль к зиме? Что делать и где? Как избежать типичных проблем? Это лишь небольшой перечень вопросов, возникающих у автомобилиста с наступлением холодов. Все они требуют ответа и тщательного анализа. В то же время владельцы машин с ГБО задаются еще и вопросом необходимости сезонного обслуживания ГБО. А занимаясь установкой ГБО уже более 15 лет мы точно знаем на него ответ – газобаллонное оборудование обязательно надо готовить к зиме!

Нормальное функционирование ГБО во многом зависит от качества газового топлива, от состояния редуктора, чистоты системы и многих других факторов. Если вы не хотите зимним морозным утром совершить легкую пешеходную прогулку из-за внезапно не запустившегося мотора или из-за нестабильной его работы, отправляйтесь на сервис заблаговременно.

Замените фильтры. Даже если до очередной замены еще далеко, но вы откатали уже несколько тысяч километров, к зиме лучше поставить новые фильтры или фильтроэлементы. Даже незначительное содержание конденсата и влаги в морозы приведет к их замерзанию, а это значительно снизит пропускную способность. В лучшем случае мотор утратит мощность, в худшем вообще не будет работать на газовом топливе.

Почистите систему. Иногда маслянистые примеси попадают в форсуночную рейку и впоследствии могут привести даже к залипанию форсунок в холодное время. В профилактических целях рекомендуется почистить всю систему, при необходимости обслужить и откалибровать форсунки.

Отрегулируйте ГБО. К зимнему периоду пропорции пропана и бутана на АЗС изменяются. Соответственно меняются и характеристики топливной смеси и это главный аргумент для того, чтобы перед сезоном холодов перенастроить систему.

Откорректируйте момент переключения. В системах с ручным переключением на газ переключение рекомендуется производить при большей температуре двигателя. А в системах с автоматическим переключением рекомендуется установить более высокую температуру переключения в настройках.

Проверьте систему зажигания. Малейшие неисправности системы зажигания при работе летом могут нивелироваться. А зимой при низкой температуре и высокой влажности могут проявится в полной мере. Для нормальной работы ГБО настоятельно рекомендуется все проверить и устранить недочеты.

Проинспектируйте баллон и мультиклапан. Если не уверены в происхождении баллона или сознательно установили БУ баллон и мультиклапан, рекомендуем проверить их состояние перед зимой. К примеру, неисправный ограничитель наполнения запросто позволит заправить полный баллон. А если вы после этого поставите машину в теплый гараж или паркинг, то при нагревании газ в баллоне начнет расширяться и будет стравлен предохранительным клапаном наружу. А скопление газа в помещении может привести к взрыву.

Заправьтесь бензином. Даже летом мотор вашей машины запускается и прогревается на бензине. Зимой на прогрев потребуется значительно больше времени и соответственно расход бензина возрастет. Поэтому следите чтобы в баке было не менее 50% топлива, это позволит избежать образования и замерзания конденсата, а соответственно, и ухудшения работы на бензине.

Это основной перечень работ, который вам помогут выполнить специалисты СТО ВинАвтоГазЦентр в рамках сезонного техобслуживания. Но помимо этого, можно найти рекомендации по утеплению подкапотного пространства, перекрыванию решетки радиатора, укутыванию редуктора и массу других советов, которые вы можете проделать самостоятельно.

ГАЗ не виноват!

Автопроизводители громко заявляют, что с каждым поколением автомобили становятся все совершеннее, но не афишируют, что в них изначально закладывается определенный эксплуатационный ресурс. Поломки или выход из строя узлов и агрегатов выгодны, ведь создание «вечного» авто попросту не рентабельно. В попытках совершенствования минимизируются материалы, модернизируется конструкция некоторых деталей, снижаются затраты на изготовление. При этом вопрос цены на автомобиль здесь практически не играет роли – упрощаются и бюджетные малолитражки, и премиум авто. Но покупать машины не перестают и так было всегда! А что же происходит дальше…

Человек купивший авто радуется своему железному коню и в страхе потерять на него гарантию, беспрекословно выполняет все предписания производителя. Проходит 1-3 года, гарантия производителя заканчивается, сервисная книга укладывается на дно перчаточного ящика и наступает независимая жизнь. Многие автолюбители теперь едут на ближайший сервис, не имеющий никакого отношения к официальному, большая их часть задается вопросом переоборудования авто на газ и успешно реализовывает эту идею. Все идет своим чередом, до того времени пока не наступает час ИКС.

Машина с установленным ГБО ломается (это ей свойственно и без ГБО) и начинаются раздумья, кто же в этом виноват. А первое, о чем думают большинство «форумных читателей, писателей и важничающих специалистов» – виноваты ГБОшники. Они вмешались в конструкцию авто, доустановили оборудование и заставили машину работать не так как ей предписано с завода. Но далеко не во всех бедах автомобилиста виновато ГБО!

Прогоревшие клапана
Главный сценарий ГБОшного фильма ужасов – прогорающие клапана. Этот фактор невозможно полностью отрицать, ведь учитывая свойства газового топлива клапана и седла действительно подвергаются повышенным температурным нагрузкам. Чтобы минимизировать этот эффект установщики ГБО предлагают несколько решений – устанавливается дополнительная система смазки или используется вариатор угла опережения зажигания. Иногда эти методы даже комбинируются для повышения эффективности.

Но 100% гарантию от проблем здесь может дать только соблюдение элементарных правил ТО. И до, и после установки газа на авто НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуется проверять состояние клапанов согласно регламента автопроизводителя. Установщики попросту не знают, когда вы выполняли подобные операции и не могут дать рекомендаций по срокам.

Запах газа
Один из главных мифов в отношении ГБО – постоянно присутствующий запах газа. Это утверждение мы уже опровергали, но многие свято верят в то, что запах газа – это нормально. Некоторые даже «авторитетно» заявляют, что так и должно быть.

При использовании на стадии монтажа или обслуживания ГБО, качественных комплектующих утечки исключены. А вот если газом пахнет выхлоп, то вина вовсе не в газобаллонном оборудовании – это следствие неисправной системы зажигания, при которой часть несгоревшего газа вы и ощущаете. При малейших подозрениях машину обязательно надо показать специалистам, которые проведут диагностику и устранят неисправности.

Утечки из системы охлаждения
Установка ГБО подразумевает врезку редуктора в штатную систему охлаждения. И в случае некачественного монтажа дополнительные соединения конечно могут послужить причиной утечки охлаждающей жидкости. Но, всякий уважающий себя и клиента установщик, при передаче авто предупреждает, что первое время за уровнем охлаждающей жидкости надо понаблюдать.

При выполнении элементарного визуального контроля, обнаружить недостаток охлаждающей жидкости очень просто, а в случае недостатка ее можно долить и заехать на автогазовое СТО, где специалисты гарантировано устранят утечки.

Коррозия на кузове
Коррозия одна из главных проблем металла. Все утверждения о том, что в местах крепления элементов ГБО вероятность ее возникновения повышается не более чем домыслы. Установщики действительно проделывают в кузове технологические отверстия или отверстия для крепежа. Но при этом добросовестные мастера всегда обрабатывают эти места антикором, что исключает процесс коррозии. Принимая машину с установленным ГБО, вы всегда имеете возможность проверить такую обработку и при обнаружении недочетов вправе требовать ее выполнения.

Независимо от того есть на вашем авто ГБО или нет соблюдайте элементарные правила обслуживания, предписанные производителем авто и не забывайте о ТО автогазовой системы. Только так ваш железный конь будет всегда в отличном состоянии, а ГБО позволит сделать его эксплуатацию максимально экономной.

Советы: подготовка ГБО к весне

Хочешь беззаботно рулить, успей авто к весне подготовить! Действительно, Ваш автомобиль с приходом тепла будет настойчиво намекать, что нужно не только резину заменить, но и ГБО обслужить. Вы спросите: «Что общего между ГБО и весной?». Давайте рассмотрим перечень работ, которые рекомендуется выполнить по окончании зимних морозов. Базовое, с чего стоит начать генеральную подготовку – проверка газовых рукавов. Шланг под воздействием температуры имеет способность деформироваться, теряет свою эластичность, трескается, говоря по-народному: становится «дубовым». Нет, это не значит, что надо заменить все резиновые шланги, которые только есть под капотом. Слесарь должен осмотреть каждый рукав, если позволяет длина, – обрезать загрубелые части и закрепить хомутом. В ситуации, когда резать нечего, надо менять его полностью. И главное после монтажа проверить систему на отсутствие утечек.

 

Еще одним, не менее важным, является изменение температуры, по достижению которой, газовая система автоматически переключается на режим «газ». Зимой эти показатели выше (+45°С — + 50°С), а в теплый период года можно снизить до +40 °С. Это рекомендуется сделать, чтобы сэкономить бензин, который тратится на прогрев двигателя. Для того, чтобы избежать повышенного расхода топлива, подергиваний на газу, рекомендуется обратить внимание на систему зажигания. На сервисе «ВинАвтоГазЦентр» есть специальный стенд, где можно проверить свечи зажигания под давлением. Нормой считается 10 атм, если показатель меньше, то свечи нужно заменить. Для вашего удобства мы предлагаем свечи Brisk и Denso, которые подбираем индивидуально к каждому авто. Но по желанию можно купить свечи самостоятельно, и предоставить их для замены.

Следующим шагом подготовки ГБО к весне является: замена газовых фильтров. Компания «ВинАвтоГазЦентр» рекомендует выполнять эту процедуру каждые 10 тыс. км. Если Вы давно не проводили замену фильтров, как следствие может исчезнуть тяга автомобиля, резко изменится расход топлива, авто может не переключаться на газ.

 

Во время генеральной подготовки ГБО к весне нелишним будет чистка, или ремонт газовых форсунок. Форсунки бывают ремонтопригодны (Valtek, Tomasetto, GreenGas, Stag) и те, что чистятся (Hana, Landi Renzo). Если в работе слышно громкое их стучание, тогда, чтобы их спасти, можно просто почистить и заменить ремкомплекты. Но если форсунки не ремонтопригодны или уже ремонтировались несколько раз, возможно целесообразнее будет заменить их на новые.

После прохождения сервисного обслуживания, обязательно надо проверить герметичность системы. Это возможно выполнить с помощью мыльного раствора или течеискателем (который с точностью обнаруживает утечки газа).

 

Выше приведены основные этапы подготовки ГБО к весне. Если хотите, чтобы Ваш автомобиль работал на газу без проблем, экономил Ваши средства и нервы, тогда следите за каждым элементом ГБО вовремя, этого будет достаточно. Получайте удовольствие от эксплуатации ГБО и впустите весну не только в сердце, но и в газовую систему.

ГБО: 4-е поколение лучше, чем 6-е?

Двигатели с прямым впрыском топлива становятся все популярнее и на сегодняшний день встречаются практически у всех автопроизводителей. А купив такой автомобиль владелец рано или поздно задается вопросом экономии за счет установки газобаллонного оборудования. На сегодняшний день для таких авто предлагается несколько различных вариантов ГБО и выбрать оптимальный из них не всегда просто.

 

Сложность выбора обусловлена тем, что на моторы с прямым впрыском необходимо устанавливать оборудование, которое обеспечит и работу мотора на газовом топливе и сохранит работоспособность бензиновых форсунок. Ведь именно их распылитель находится непосредственно в камере сгорания и во время работы мотора он подвергается воздействию высоких температур и давлению до 200 атмосфер, которое создает топливный насос. Поэтому при работе на газе такую бензиновую форсунку нельзя отключить, так как ей нужно охлаждаться протекающим через нее топливом. Кроме того, по каналам распылителя должно протекать топливо, чтобы исключить их закоксовывание. И на сегодняшний день есть всего несколько решений для газификации моторов с непосредственным впрыском топлива.

ГБО 6 поколения

Автогазовые системы 6-го поколения подразумевают подачу газа в камеру сгорания непосредственно через бензиновые форсунки. Такое оборудование на сегодняшний день предлагают всего несколько производителей, а берутся за его монтаж и настройку всего 2-3 СТО в Украине. А те единичные машины с ГБО 6 поколения которые можно встретить на наших дорогах не всегда успешно эксплуатируются. Причин тому несколько: высокая чувствительность к качеству газового топлива, сложность в регулировке газовой топливоподачи через бензиновые форсунки, проблемы вскипания газа в топливной рейке при температурах воздуха более +30°С. Помимо этого стоит упомянуть высокую стоимость самой установки (от €2000 на 4 цилиндровые моторы, до €3-4 тыс. на моторы в 6-8 цилиндров) и практически полное отсутствие гарантийной поддержки от производителя.

 

ГБО 4 поколения на прямой впрыск

Второй предлагаемый на сегодня вариант – специальные автогазовые системы 4-го поколения. Работа такого ГБО происходит по алгоритму, который подразумевает одновременную подачу двух видов топлива. Газовая форсунка стоит во впускном коллекторе и подает основную порцию топлива, а бензиновая открывается на 5%-30% от номинальной подачи, одновременно охлаждаясь и сохраняя чистыми каналы распылителя. Современные газовые блоки управления построены на мощных процессорах и успешно справляются с задачей мгновенного пересчета бинарной порции топливной смеси.

ГБО 4-го поколения для прямого впрыска очень непросто правильно подобрать к машине, так как комплекты не универсальные. В связи с тем, что все автопроизводители используют разные алгоритмы впрыска и постоянно экспериментируя их меняют, под каждый мотор и каждую машину пишется своя отдельная прошивка.

 

Сложности выбора ГБО на прямой впрыск

Сделать правильный выбор человеку незнакомому с такими тонкостями очень сложно. Зачастую автовладелец готов даже переплатить, лишь бы установить на свой автомобиль ГБО, которое будет нормально работать.

Примерно такая ситуация и произошла с хозяином Infiniti QX56, который на одном из СТО установил высокотехнологичное оборудование 6 поколения – автогазовую систему ICOM JTG. Тем не менее нормально ее настроить не удалось, и эксплуатация не принесла ожидаемого результата.

Стоит заметить, что это почти нормальная ситуация, ведь подобрать газобаллонное оборудование на мотор V8 (код VK56 VD), которым агрегатируются Infiniti QX56 и QX80, а также Nissan Patrol, крайне сложно. И на сегодняшний день для установки на этот двигатель есть всего один специальный комплект ГБО 4 поколения на основе польского блока управления STAG 400 DPI.

ЭБУ STAG 400 DPI прекрасно работает на двигателе с прямым впрыском обеспечивая одновременную подачу до 80% газового топлива и до 20% бензина. Что гарантирует нормальную и беспроблемную работу мотора с сохранением всех его эксплуатационных характеристик. Помимо этого, стоимость такой автогазовой установки значительно ниже (40-45 тыс. грн.) чем ГБО 6 поколения (около €4000), что позволяет свести срок окупаемости примерно к 12-15 тыс. км.

 

Боксы СТО Profigas покинули уже сотни аналогичных автомобилей, которые успешно эксплуатируются на газовом топливе. И это еще раз доказывает тот факт, что технологии ГБО 6 поколения пока не оправдывают вкладываемых средств, зато проверенные комплекты ГБО 4 поколения на прямой впрыск позволяют владельцам экономить значительные средства на заправках.

С точностью до литра

Пропан-бутановая автогазовая система – прекрасная альтернатива бензиновому топливу. Кроме бензинового бака добавляется еще и газовый резервуар, а суммарный запас хода на двух видах топлива позволяет совершать дальние вояжи, вообще не задумываясь о необходимости частого посещения заправок.

Номинальная емкость самого баллона всегда указывается в его паспорте (информация выштампованная на самом баллоне или закрепленной на нем табличке), а при исправной арматуре баллона (мультиклапане) в баллон должно поместиться не более 80% от номинального объема. Таким образом получаем что в типичный 43 литровый баллон заправить можно около 35 литров и не более!

Определить уровень топлива в баллоне достаточно сложно, ведь в современном ГБО 4 поколения индикация уровня газового топлива в баллоне отображается всего четырьмя-пятью светодиодами на переключателе бензин/газ. А учитывая высокую инерционность газа в баллоне и технические особенности измеряющего устройства, светодиоды на кнопке могут гаснуть не пропорционально фактическому уровню. Также ориентировочно следует воспринимать и резервный остаток топлива в баллоне.

Но есть и альтернативный вариант, который позволяет определить количество топлива в баллоне с точностью до 1 литра. Ультразвуковой датчик уровня SIGMA предназначен для бесконтактного измерения уровня сжиженного газового топлива (пропан-бутан) в горизонтально расположенных тороидальных и цилиндрических баллонах.

 

Основные преимущества ультразвукового датчика уровня SIGMA в точности измерений (погрешность до 2%). При этом стоит заметить, что ультразвуковой датчик уровня является абсолютно независимым устройством и при установке не требует никакого вмешательства в систему. Установка датчика может быть произведена как при монтаже автогазовой системы на автомобиль, так и на уже смонтированную систему.

В базовом комплекте ультразвукового датчика уровня SIGMA всего два отдельных модуля: измеритель и преобразователь с индикатором. Измеритель монтируется непосредственно снаружи на дно баллона, а индикатор устанавливается на панели приборов. После несложной тарировки система готова к работе, а погрешность измерения составляет всего 1 литр.

 

Кроме автономной работы ультразвуковой датчик уровня SIGMA может быть подключен к системе GPS-мониторинга, что позволяет отслеживать и заправки, и расход топлива в режиме реального времени.

Чем опасно ГБО? ГБО не опасно!

Личная безопасность и безопасность окружающих это одна из важнейших причин, по которой автовладельцы с огромной опаской относятся к автогазовым системам. В сети и СМИ с завидным постоянством всплывают ролики и заметки о взрывах баллонов и возгораниях машин. Но на самом деле, автомобиль с ГБО может быть даже безопаснее чем при эксплуатации на бензиновом топливе.

Дело в том, что автогазовые системы постоянно развиваются и совершенствуются, а вместе с этим повышается и уровень их безопасности. Именно поэтому большинство мифов об опасности автогазовых систем остаются просто мифами.

Сталь крепче пластика
Знаете ли вы, что большинство современных автомобилей оснащены пластиковыми или композитными топливными баками? В то же время устанавливаемый в автомобиль газовый баллон изготавливается из стали и имеет толщину стенки от 3 мм. При этом пропан-бутановый баллон рассчитан на то, чтобы выдерживать рабочее давление газа (до 16 атм.), а испытывают его давлением в 30 атм. При этом обычное эксплуатационное давление газа редко превышает 10 атмосфер, что говорит о почти трехкратном запасе прочности. Таким параметром точно не может похвастаться обычный бензиновый или дизельный бак.

Ограничитель наполнения
Все пропан-бутановые баллоны оснащаются запорной арматурой (мультиклапанами) гарантирующей безопасную эксплуатацию системы. Именно мультиклапан призван обеспечить прекращение заправки при достижении уровня в 80%. Оставшиеся 20% это своеобразная паровая подушка, которая должна компенсировать расширение жидкого газового топлива.

Сброс избыточного давления
Мультиклапан имеет еще множество защитных и функциональных механизмов. Среди них клапан сброса избыточного давления, который гарантирует, что внутреннее давление в баке остается в допустимых пределах. Даже при условии, когда баллон подвергается воздействию высоких температур и расширение газа происходит постоянно, клапан просто сбрасывает избыток в атмосферу.

Обратные клапаны
Обратные клапаны используются для обеспечения герметичности системы. Такое конструктивное исполнение предотвращает выход газа при отсоединении заправочного устройства. По меньшей мере один из обратных клапанов в системе точно сработает, даже если есть повреждение внешнего клапана в результате аварии или других причин.

Автоматические запорные системы
В системе так же могут использоваться мультиклапаны с электромагнитным клапаном или дополнительные ЭМК газа, которые перекрывают расходную магистраль, если выключено зажигание или двигатель по какой-либо причине глохнет. Аналогичный по принципу действия ЭМК может быть так же установлен перед газовым редуктором. При выключенном зажигании он перекрывает подачу газа в подкапотном пространстве.

Герметичность
Автогазовая система полностью изолирована от салона авто. При установке тороидального баллона вентиляция обеспечивается за счет сапуна выводящего все под днище автомобиля. А для цилиндрических используется специальная вентиляционная коробка, которая так же за счет вентиляционных рукавов отводит все за пределы салона.

В отличии оот бензина и дизельного топлива, которые при утечке просто образуют лужу под автомобилем, газовое топливо просто рассеется в воздухе. Если же автомобиль хранится в гараже, то гараж для хранения автомобиля, работающего на газовом топливе, должен иметь улучшенную систему вентиляции. Вентиляционные отдушины должны находиться в нижней части, если автомобиль работает на пропан-бутане, так как пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха и скапливается внизу. Если автомобиль работает на метане, а метан легче воздуха и накапливается наверху, то отдушины должны быть в верхней части гаража.

Запах безопасности
Природный газ не имеет запаха именно поэтому при использовании его в качестве автомобильного топлива или в бытовых целях к нему подмешивают одорант. Именно это вещество позволяет легко обнаружить любые возможные утечки.

Воспламеняемость
Даже если с учётом всех защитных механизмов и прочности самого газового баллона утечка пропан-бутана все же произошла, то и здесь у него есть преимущество перед бензином. Бензин воспламеняется при температурах до 246 °C, в то время как сжиженный нефтяной газ (пропан) воспламеняется при 500 °C. Таким образом, бензин может загореться даже при попадании на горячую выхлопную систему.

При возникновении значительной утечки (при нештатной ситуации) бензин загорится быстрее, чем газ, поскольку ему нужно меньшее количество воздуха для воспламенения. Пределы воспламеняемости газа: смесь пропан-бутана — 8,4-9,9% газа в воздухе, нижний предел 1,8-2,4%. Пределы воспламенения бензина в смеси с воздухом составляют соответственно 0,6-1,5%. Таким образом, пределы воспламенения газа на 15-20% выше по сравнению с бензином.

Человеческий фактор
Безопасность автогазовой системы во многом зависит и от того, кто ее устанавливал и настраивал. Если это делали профессиональные мастера, то нет смысла сомневаться в уровне безопасности. Мастера серьезных СТО делают все с соблюдением технологических стандартов и при этом несут полную ответственность за работу и безопасность ГБО. Но помимо установщиков и сам автовладелец должен понимать, что регулярные ТО не прихоть установщика, а возможность контролировать состояние системы и по мере эксплуатации устранять недочеты.

ГБО безопасно и выгодно для вашего кошелька
Надеемся приведенные факты изменили вашу боязнь на решительное желание установить ГБО. А это значит, что в скором времени вы сможете сэкономить приличную сумму. Ведь при стоимости газа почти вдвое дешевле бензина вы получите существенную выгоду даже если учесть, что расход газа примерно на 10-15% выше бензинового.

Ну и приятным бонусом будет тот факт. Что суммарная заправка газового баллона и бензинового бака, делают запас хода вашего авто почти вдвое большим. Так что отправляясь в путешествие или в деловую поездку вы можете не переживать о том, где искать заправку в незнакомой местности.